«Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»: почему на эту выставку стоит пойти
Шли за парадными портретами, а попали в путешествие по трем городам — сквозь холсты, золото, наброски и пепел Везувия. В Новой Третьяковке открылась большая выставка Карла Брюллова. И это точно не просто «девушка с апельсинами».
Что показывает выставка
Проект устроен как маршрут — из города в город, из образа в образ. Карл Брюллов раскрыт через пространство, где он работал и вдохновлялся. Каждый зал — с акцентом на свой «город силы».
Москва Парадный блеск и торжество формы. Здесь живет знаменитый «Портрет светлейшей княгини Е.П. Салтыковой» — золото, сусальное серебро и идеальный образ торжества. Это Брюллов в роскошном, глянцевом исполнении — без иронии.
Петербург Зал для тех, кто любит факты. Здесь живопись плотно связана с историей, археологией и театром. Работы создаются не просто по памяти — а на основе артефактов и консультаций с театральными художниками. На холстах — глубина и реконструкция, а не просто эффект.
Рим Солнечный и чувственный. В этой части — «Итальянский полдень» и дорожный алтарь «У Богородицкого дуба» с дарами. Италия раскрывает Брюллова мягким и медитативным — он не только о параде, но и о природе, о религии, о лете.
Что ещё посмотреть
— Рисунки, графику, эскизы, карикатуры и «рабочие материалы»
— Раздел «Мастер незаконченной картины»: с откровением от Брюллова, что если «не сложилась химия», то незаконченный холст — это нормально
— Мультимедийная инсталляция о создании «Последнего дня Помпеи»: ключевой момент извержения Везувия в погружении, которое не пересказать словами
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» — это не ретроспектива для любителей портретов, а почти персональный сериал с тремя географиями, переменой настроения и финалом в огне Везувия. Идти стоит не только ради живописи — а чтобы снова поймать в музее эмоцию.